ФОТОАРХИВ
В результате пожара был утрачен семейный фотоархив художника. В фотоальбом вошли работы Владимира Андреевича Бантикова.
БИОГРАФИЯ
Владимир Андреевич Бантиков – советский художник-живописец. Специализировался в области станковой живописи и художественной графики. Родился 28 августа 1944 года в Ленинграде. Отец – известный ленинградский художник. Мать – Дарья Семёновна Сластихина, во время блокады Ленинграда работала медсестрой в военном госпитале, а после окончания войны с маленьким Володей переехала в город Пушкин и работала медсестрой в Городской станции переливания крови. Детские годы и вся сознательная жизнь Владимира Андреевича прошли в Пушкине среди садов и парков небольшого патриархального городка, бережно хранившего свою историю в дворцах и старинных зданиях, в великих именах поэтов и писателей, в чарующих звуках музыки известных композиторов. Владимир Андреевич жил в небольшом старом каменном доме на территории бывшей усадьбы Голлербахов. По вечерам он зажигал свечу и тогда, по его словам, «старые камни рассказывали ему легенды Царского Села» и в открытое окно вливался аромат белых сиреней, которые он посадил перед домом. И это было началом пути к художественному направлению «магического реализма», которое через много лет станет определяющим в творчестве художника. В 1953 году Владимир Андреевич поступил в Специальную среднюю Художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и успешно закончил школу в 1963 году. Основой своего творчества он считал рисунок и поэтому после окончания срочной службы в рядах Советской Армии он поступил в Ленинградский Государственный Педагогический институт на художественно-графический факультет, который он окончил в 1971 году. Его выпускная работа – серия иллюстраций к «Пиковой даме» А.С. Пушкина – получила высшую оценку и признание талантливым мастером рисунка. После окончания института Владимир Андреевич несколько лет проработал в школе совхоза «Детскосельский» учителем рисования. В 1976 году Владимир Андреевич был принят в Творческое объединение Молодых художников и искусствоведов при ЛОСХе, а в 1977 году, после успешных выступлений на ленинградских, республиканских и всесоюзных выставках, был утверждён членом Союза Художников СССР и в дальнейшем состоял в секции живописи Ленинградской организации Союза художников. Все последующие годы Владимир Андреевич работал в Комбинате живописно-оформительских работ (КЖОИ), выполняя заказы для оформления дворцов пионеров, домов культуры, детских учреждений. В коллекции работ художника сохранилось 11 эскизов к заказным работам, которые были приняты Художественным советом к исполнению в необходимом формате. В 1991 году после тяжёлой и продолжительной болезни художник скончался и был похоронен на Казанском кладбище в городе Пушкине. Его могила внесена в список исторических захоронений Царскосельского некрополя. В начале 1992 года решением Администрации города Пушкина в доме № 19 по улице Московская, в котором жил художник, был организован «Дом-музей художника В. А. Бантикова» под руководством жены художника, а в 1993 году Директором концертно-выставочной деятельности Дома-музея стал замечательный ленинградский пианист-импровизатор Игорь Смирнов. Живописные работы художника, в которых предметы и образы, созданные в уникальной технике цветового построения рисунка и погружённые в атмосферу загадочного света, начинают звучать музыкальной нотой. Картины художника Владимира Бантикова оживают в музыкальных импровизациях пианиста Игоря Смирнова. Реальность запечатлённого художником момента, окутанная тайной внутреннего мира художника, живёт в музыкальных формах и звуках талантливого пианиста.
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
Любовь к городу Пушкину Владимир Андреевич пронёс через всю свою жизнь и посвятил ему много своих живописных и графических работ. Разрушенные замки Александровского парка, молчаливая загадочная руина Государева Феодоровского собора станут в творческой жизни художника станут главными героями его живописных работ, в которых он вдохнёт новую жизнь в своих героев, заставив старые измученные войной камни вспыхнуть яркими фантастическими красками. Все годы своей недолгой жизни в искусстве художник много работал. Он создал серию работ «Государев Феодоровский Собор», портреты художников, артистов и замечательную серию женских образов. Пейзажи, натюрморты заполняли маленькую мастерскую художника. Большое количество работ Владимира Андреевича приобретали иностранные галереи и частные коллекционеры. Сегодня работы Владимира Андреевича можно встретить в галереях и частных коллекциях США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. Работы художника просты, понятны и одновременно наполнены завораживающей атмосферой магического реализма, — притягивающей внимание, вызывающей эмоции и наводящей на размышления. В отличие от других авторов, использовавших в своих работах художественный метод магического реализма, картины Владимира Бантикова отличает особая техника цветового построения рисунка. Легко узнаваемые объекты, предметы и образы на его полотнах погружены в атмосферу загадочного света, который наполняет композицию удивительным «сказочным ореолом» В картинах Бантикова реальность запечатленного момента окутана мистической философией внутреннего мира художника, который превращает обыденные вещи в своеобразный сказочный мир, наполненный удивительными необъяснимыми событиями и явлениями. Скорее всего, именно такое субъективное мировоззрение советского художника, отличное от строгой реалистичной картины мира, стало причиной миграции работ Владимира Бантикова за рубеж, где к тому моменту уже сформировался устойчивый интерес среди коллекционеров и критиков к данному направлению живописи. В 2009 году при участии фотографа Аркадия Захарова был подготовлен к печати каталог включающий 218 работ Владимира Андреевича Бантикова. Во вступительной части каталога старший научный сотрудник Государственного Русского музея и Действительный член Петровской академии наук и искусств Сергей Николаевич Левандовский представил всестороннюю оценку творческого пути художника и его работ:
Владимир Андреевич Бантиков работал целеустремленно и очень плодотворно, преимущественно в области станковой живописи, стремясь к выработке собственного индивидуального стиля, основанного на творческом претворении традиций классического искусства, как реалистического, так и романтического. Для него характерны обостренное внимание к проблемам композиции и колорита, тонкий психологизм образов, наделенных богатством эмоциональных оттенков, высокая одухотворенность произведений. Активный художник, В.А. Бантиков постоянно участвовал во многих художественных выставках, в том числе зарубежных. Так, в 1970-е годы известная собирательница произведений русских живописцев и организатор выставок советского искусства в Японии госпожа Накамура неоднократно отбирала произведения художника («Ветка яблони», «Натюрморт» и др.) для показа своим соотечественникам. Об этом свидетельствуют изданные ею каталоги выставок с участием В.А. Бантикова. Незаурядный мастер сюжетной картины, портретной живописи, пейзажа и натюрморта, в 1990 году он провел свою персональную выставку в составе группы из четырех художников (совместно с близкими ему по своим творческим устремлениям живописцами А.М. Булдаковым, Н.П. Пятахиным и И.В. Фадиным) в выставочных залах Союза художников РСФСР на Охте. (См. Каталог выставки: Владимир Бантиков. Анатолий Булдаков. Николай Пятахин. Игорь Фадин. Л.: Художник РСФСР, 1989). Экспозиция выставки вызвала большой интерес у коллег-художников и специалистов – искусствоведов и музейных работников и была положительно отмечена прессой и зрителем, о чем свидетельствовали многочисленные публикации в газетах и отзывы посетителей выставки. В том же году в залах ЛОСХ экспонировалась его персональная выставка, высоко оцененная профессионалами – художниками и критиками. В отзывах и рецензиях справедливо отмечаются сложность, содержательная наполненность творчества В.А. Бантикова: «Образы, созданные художником, непросты и неоднозначны. В них прихотливо соединяются авторская ирония и симпатия. Художник восхищается внутренним миром своих героев, иногда иронизирует над ними, раскрывает контрастные темпераменты, размышляет о смене поколений». Наряду с этим для него неизменно свойственно «увлечение красотой видимого мира». Обладая даром незаурядного портретиста, В.А. Бантиков создал большое количество серьезных композиционных портретов современников, своих коллег-художников, представителей артистического и научного мира. Среди них выделяются портреты живописца Орадова (1975), народного артиста Никиты Александровича Долгушина («Сомнение», 1980) и целый ряд других. Большой интерес представляют автопортреты художника, свидетельствующие о непрестанных и напряженных творческих поисках, интенсивной работе ума и сердца. Много работал художник и над своеобразными историческими портретами. Это образы М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, С.В. Рахманинова, Ф. Ницше и др. Обращался он также к острым социально-политическим сюжетам, свидетельством чего может служить выразительное полотно «Диктатор» (1975), намного опередившее и как бы предвосхитившее появление широко известного фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Большой раздел творческого наследия В.А. Бантикова составляют проникновенные, исполненные подлинного лиризма и нравственной чистоты девичьи и женские образы. Это и портреты конкретных лиц, и полотна обобщенного характера: «Утро» (1984), «Ожидание» (1975), «Хозяйка» (1974), «Белая шаль» (1982) и многие другие. С увлечением писал художник русскую природу, запечатлевая ее в разных состояниях, но с одинаковой проникновенностью, что придает исключительное очарование даже небольшим, но вполне законченным натурным этюдам, в которых всегда присутствует определенная художественная задача, что и наделяет эту серию несомненной значительностью. Целый цикл пейзажей В.А. Бантиков посвятил горячо любимому им городу Пушкину, историческим памятникам Царского Села, в частности, создал впечатляющую серию «Государев Феодоровский собор» («Последний луч», «Зимний пейзаж», «Светлый вечер», «Сумерки», «Перед закатом» и многие другие) Необходимо отметить особый декоративный дар живописца, чрезвычайно ярко воплотившийся и в его натюрмортах, цветочных композициях и во многих других работах. В.А. Бантиков постоянно выполнял для КЖОИ – Комбината живописно-оформительского искусства – заказы на живописные работы для различных учреждений и организаций Ленинграда и других городов нашей страны, причем результаты его труда неизменно отмечались похвалой Художественных Советов. Талантливого живописца занимали не только проблемы образного, всегда эмоционально насыщенного воплощения своих оригинальных замыслов, но и вопросы сугубо технического порядка, технологии материалов. Он постоянно экспериментировал с пигментами, самостоятельно готовил необходимые краски соответствующих оттенков, не удовлетворяясь имеющимися продаже. Это придает особую ценность, уникальность его произведениям. К творчеству мастера проявляли интерес и академические учреждения. Так, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР запрашивал у него сведения биографического характера и данные об основных произведениях для публикации в Библиографическом словаре «Художники народов СССР». Даже в конце жизни, уже будучи тяжело больным, В.А. Бантиков продолжал активную творческую деятельность. (Кстати, большую помощь и заботу о здоровье своего старого товарища по СХШ оказал всемирно известный художник и скульптор Михаил Шемякин, присылавший дефицитные лекарства, которые в то время невозможно было достать). В феврале 1991 года живописец получил ответственный заказ Софийского Собора г. Пушкина на выполнение четырех крупных произведений: «Благовещение», «Рождество», «Сретенье», «Крещение». К сожалению, эта работа не смогла получить своего завершения по причине обострившегося состояния здоровья автора. Произведения В.А. Бантикова находятся в собраниях крупнейших музеев России, во многих картинных галереях и частных коллекциях за рубежом. Народный художник России, член-корреспондент Академии художеств Евгений Демьянович Мальцев, бывший в свое время Председателем Правления ЛОСХ, депутатом Верховного Совета, писал: «Ленинградский Союз художников считает, что созданные художником В.А. Бантиковым работы имеют огромную художественную ценность и должны быть сохранены для государства». Его произведения неизменно вызывали и продолжают вызывать большой зрительский интерес. Недаром об искусстве живописца, его достижениях был создан телевизионный фильм «В поисках русской души» (режиссер А. Соколов, ГТРК 5 канал). Владимир Андреевич Бантиков скончался в 1991 году и был похоронен в г. Пушкине, на Казанском кладбище – месте, где покоятся многие известные деятели науки, культуры, военные. Могила его занесена в список исторических захоронений Царскосельского Некрополя. Однако творческое наследие художника отнюдь не умирает, – его работы живут, волнуют зрителей, участвуют во всевозможных выставках и аукционах. Так, например, осенью 2005 года в Ереване во время проведения «Дней Санкт-Петербурга» была открыта выставка работ ведущих петербургских художников, переданных в дар Национальной картинной галерее Армении. Среди них была и картина В.А. Бантикова. На международном фестивале музеев во Франкфурте-на-Майне Домом-музеем художника В.А. Бантикова была представлена коллекция его работ, экспозиция которой сопровождалась сольным концертом – фортепианной импровизацией Игоря Смирнова по мотивам выставленных полотен. Работы В.А. Бантикова появляются и на крупнейших международных художественных аукционах. Одно из значительных его произведений – «Красная рябина» (1979) была выставлена в рамках «Русского аукциона» в столице Швеции Стокгольме 13 марта 2008 года. Стокгольмский аукцион произведений искусства, живописи и декоративно-прикладного искусства «Stockholm Auktionsverk» – один из престижных мировых художественных аукционов, где В.А. Бантиков был представлен в одном ряду с другими русскими художниками XIX и XX вв., в том числе И.К. Айвазовским, В.И. Суриковым, И.Е. Репиным, К.Е. Маковским, М.О. Микешиным, Е.А. Лансере, А.И. Мещерским, нашими современниками Э.И. Неизвестным, А.Т. Зверевым, Б.А. Тальбергом и другими выдающимися мастерами. Светлый, неповторимый и обаятельный облик Владимира Андреевича Бантикова с благодарностью сохраняют в душе все его знавшие, и он навеки запечатлен в его замечательных творениях.
МЕСТО ЗАХОРОНЕНИЯ
АДРЕС ЗАХОРОНЕНИЯ г. Пушкин, ул. Гусарская д. 1 (Казанское кладбище)
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ 59.69385, 30.38129
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Могила В. А. Бантикова внесена в список исторических захоронений Царскосельского некрополя под №10